Николаев. Очертания старого города

13 мая 2021 Время поездки: с 10 мая 2021 по 10 мая 2021
Репутация: +4764
Добавить в друзья
Написать письмо

" Над лиманом парус белый

И акации в цвету

Вижу город корабелов

На высоком берегу" .

Да, именно Николаев называют городом корабелов, ведь своим рождением он обязан Черноморскому флоту. Давеча  я рассказала вам историю о южном солнечном городе Херсоне, первым генерал-губернатором которого был светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, придававший особое значение укреплению флота государства российского. А так как дельта Днепра была в то время очень узкой, то первую верфь решено было строить на Ингуле. С  этой самой верфи, от 27 августа 1789 года, и началась история славного города Николаева. А своим именем он обязан победоносной битве под Очаковом в войне над турками, которая состоялась в день памяти святителя Николая.


История города интересна, и бывая здесь неоднократно, я все время обращала внимание на силуэты старого города, которые, наверное, скоро померкнут совсем, так как отцы города, а скорее его « отчимы» и « мачехи» , совсем не пестуют свое детище. Но пока еще очертания былой эпохи доступны туристу, я покажу вам старину, которой больше двухсот лет. Для многовековой истории человечества это совсем немного, а для потомков третьего тысячелетия представляет художественную и историческую ценность.

Начинался корабельный град с постройки всего двух десятков домов, вмещающих чуть больше сотни жителей. А первым кораблем, построенным в Николаеве, стал фрегат « Святой Николай» , заложенный на стапелях Николаевского Адмиралтейства и спущенный на воду 25 августа 1790 года.

Для строительства кораблей нужны были мастеровые и чернорабочие, а для морской службы – матросы и офицеры, и все они были мужчины, следовательно, возникала острая нехватка женского пола. Было объявлено о том, что строится новый южный город, в котором любая девица может найти себе по сердцу жениха. Но вы можете себе представить, что за девицы сюда приезжали? Кто поедет в незнакомую местность, преодолев такой долгий путь, не имея родных и знакомых? Конечно же, это были большей частью авантюристки с сомнительным прошлым, но мужам отечества это было не важно, инстинкт сохранения рода был значительно сильнее. И первое венчание состоялось не в Храме, а прямо на военном плацу. Всех жаждущих обрести семейный очаг венчал первый священник Николаева Ефим Савурский, у которого самого было аж 22 детей в далеком Петербурге, и, совершая обряд, он неизменно повторял: « Плодитесь и размножайтесь» , что было воспринято горожанами буквально и уже через два года в городе было почти две тысячи жителей, а также множество лавок и погребов, и даже были открыты торговые ряды. Так появилась Адмиралтейская Слободка с « красными рядами» , где торговали нехитрым скарбом, и в какой-нибудь мануфактурной лавке, приказчик вопрошал: « Мадам, а не желаете ли ситчику, по три копейки за аршин? » .

А Екатерина II получала письма от подданных, в коих значилось, что « строений кончено и начато много. Вода в колодцах хороша, а в фонтанах отменно хороша. Деревья посажено много. По хуторам разводятся огороды для поваренных растений и распахиваются земли под  посев хлеба. Признаюсь, что я пришел в изумление увидя столь много строений на том месте, где два года тому назад я видел только два шалаша из камыша сделанных» .


Даже австрийский путешественник оставил такие воспоминания о городе: « Пошел прямой дорогой в Николаев, красивейший город среди степей всей Таврии: в нем множество больших улиц, с отдельно стоящими домами, с колоннами, красивыми площадями и большим зданием Адмиралтейства вместе с корабельной верфью» .

Сохранились и ворота Адмиралтейства:

А улицу с красивыми домами стали называть Адмиральской.

Здесь же, на Адмиральской, находятся здания бывших флотских казарм. Это комплекс, построенный в стиле русского классицизма по проекту Карла Акройда. Кстати, почти все здания той эпохи были построены по проектам этого архитектора. Англичане были шокированы таким фактом, ибо не понимали, с чего вдруг такая честь какому-то губернскому городишке иностранного государства. Их именитый Карл Акройд строит какой-то там Николаев. Ныне в Старофлотских казармах находится Николаевский областной краеведческий музей.

А из окошек конюшен, которые давно заложили кирпичами, выглядывали любопытные морды лошадок.

Рядом находится бывшая Александровская мужская гимназия:

Однако  старожилом города считается старый Арестантский Острог, расположенный на углу улицы Большая Морская. Возведенный еще до основания города как оборонный редут для судостроительной верфи, позже он был преобразован в острог, где содержались заключенные вначале морского ведомства, а затем и все прочие каторжане. Хроники гласят: « Здесь была на содержании некая гражданка Иванова, ударившая корзиной для белья свою соперницу» . Да, даже за такие провинности сажали в острог, где царили лютый голод, холод, и жуткая теснота. Но даже не это было самой большой бедой острога, а отсутствие бань, где можно было « мыть белье» . Жители окрестных улиц, очень страдали от жуткой вони и вшей, но управители города 60 лет думали, как же решить этот вопрос, и в итоге бани таки были построены на средства горожан.

Позднее  на территории острога даже появилась церковь с необычной историей, но  не сохранившаяся, к сожалению, до наших дней.


Зато сохранился самый старый храм Николаева церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Находится церковь на ул. Лягина (бывшая Рождественская). В то время здесь мог поселиться  только очень богатый человек из офицерского сословия. Вначале это была маленькая деревянная церквушка, из основания которой  Карл Павловский в 1800 г. строит каменную церковь.

Чуть позже  на городском кладбище возводят Кладбищенскую церковь Всех Святых.

Это самая старая церковь на Слободке, где начиная с 1806 года, никогда не прекращалось богослужение.

В церкви очень хорошая энергетика, в чем я убедилась лично, а богомолки-паломницы поведали мне, что этот храм является одним из самых сильных православных приходов Николаева.

Ну, и раз уж мы в Некрополе, то пройдемся кладбищенскими тропинками и вспомним тех, кто остался в этой земле с 18 века: адмиралов, генералов, врачей, писателей, музыкантов, священников и многих других выдающихся личностей. А мраморные ангелы украсят наш путь.

Здесь, в Некрополе, покоится двести лет истории, и этому нужно посвятить отдельный рассказ. А сейчас  я  хочу остановиться у одного памятника капитану брига  " Меркурий" Александру Казарскому, совершившему подвиг, ставший примером для потомков.


Шла русско-турецкая война. В дозоре  у берегов Босфора находился бриг « Меркурий» под командованием  капитана Александра Ивановича Казарского. И вот бриг настигают два турецких корабля, несущие на своих бортах почти двести пушек. Противопоставить им наш бриг мог всего 18 малокалиберных пушечных орудий. Превосходство турок было почти десятикратным! Но капитан решает принять бой. В течение трех часов « Меркурий» отважно сражался с двумя кораблями турецкого флота. И вскоре, израненный, но не побежденный бриг входит в Севастопольскую бухту. Победа « Меркурия» была настолько фантастической, что все знатоки военного искусства однозначно заявляли « Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно вывело из строя два линейных корабля» . Понятно, что после такого триумфа  имя Казарского было на устах у всей России, а скромный морской офицер в один день стал национальным героем. Приказ императора гласил: « Капитан-лейтенанта Казарского произвести в капитаны 2 ранга, дать Георгия 4 -го класса. Всех офицеров – в следующие чины. У кого нет Владимира, дать Георгия 4-го класса, всем нижним чинам – знаки отличия военного ордена и всем офицерам – двойное жалованье и пожизненный пансион. На бриг « Меркурий» – Георгиевский флаг… Дабы память знаменитых заслуг команды брига « Меркурий» и его имя во флоте никогда не исчезали и, переходя из рода в род, на вечные времена служили примером потомству» . Однако  капитан брига был отравлен в 1833 г. при загадочных обстоятельствах. В то время  городом управлял Алексей Грейг, который разбазаривал деньги казны в личных целях. О деяниях губернатора Казарский неоднократно писал рапорты императору, что крайне не нравилось Грейгу. И вот однажды  одна дама в Собрании угостила капитана чашечкой кофе, в которой был яд. Смерть Казарского всколыхнула город, героя помнили и любили, народ готов был разорвать губернатора на части, но Грейга быстренько  убрали из города, тем самым умерив народный гнев, спасая  нерадивого губернатора.

Но  справедливости ради  нужно отметить, что при Грейге Николаев строился и разрастался. Военный губернатор сделал очень много и для украшения города: озеленил улицы, развел сады и парки, был даже построен городской водопровод и оптический телеграф. Однако  самым значимым объектом строительства, конечно же, была  Морская Обсерватория, ставшая гордостью южного военного флота. Обсерватория работает  в нынешнее время, и включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гуляя по старинным улочкам вслушиваешься в их названия – Спасская, Рождественская, Адмиральская, Никольская… Кстати, название улице Никольской дала  Свято-Никольская Греческая Церковь. Храм открыл свою обитель для прихожан в 1817 г. , ровно за сто лет до всем известных революционных событий.

Всего в Николаеве двенадцать религиозных приходов. Есть даже Лютеранская кирха, возвышающаяся в центре старого города. Сюда мог прийти любой прихожанин и принять протестантскую веру.

Для тюркских народностей, а именно караимов, была построена Караимская кенаса, правда, в данный момент, не действующая.

Для офицеров, коих в городе было очень много, открывает  свою обитель « Зимнее благородное собрание» . Как звучит, а? Не то, что сейчас « Дом офицеров флота» , а попросту ДОФ, скучно, барышни. То ли дело тогда! Женщин мало, мужчин много, а значит, страсти бушуют! Шляпки, бутоньерки, мичманы и новые туфельки за 5 рублей золотом… Библиотека была всего одна, и та морская. Поэтому  дамы больше разбирались в люнетах и мушкетах, нежели в шляпках и кринолинах.

Дабы отвратить офицеров от пьянства, в городе, по правительственной программе, был открыт так называемый « Парк трезвости» , в котором читали лекции о вреде алкоголя, а  затем подавали чай с сахаром. Зачем офицерам чай? Они хотели пить шампанское в Собрании и увлекать дам, а вместо этого были вынуждены сидеть в парке с женами, слушая скучную лекцию, и пить чай.


Но не все граждане имели возможность проживать в центральной части города. Низшие военные чины, матросы и разнорабочие селились вдалеке от центральных улиц. Это был район Адмиральской Слободки, но даже здесь, для дочерей низших чинов морского ведомства было открыто училище, прозванное  Рогатым институтом. Свое название « Рогатый» институт получил в связи с тем, что рогачами называли всех, кто служил в то время на флоте, из-за формы штурвала. Многие флотские говорили « А зачем бабе грамота? » Ведь в основном это были кухаркины дети, но государственная программа была построена для обучения и развития детей всех сословий, и данный институт давал его выпускницам сразу три профессии, в основном оттуда выходили белошвейки, няньки и гувернантки. Глядя на эти дома, кажется, что сейчас со ступенек сбежит девочка с корзиной цветов и скажет « Ваш заказ, барышня» .

Многие дома того времени долго  ревностно хранили  свои тайны. Одним из таких загадочных домов являлся дом купца Дымова, расположенный на улице Фалеева, где проживала вся знать и богатые мужи – купцы, банкиры, владельцы доходных домов. История этого дома была долгое время покрыта загадками, по поводу того, кто же был его владельцем, однако рано или поздно завеса таинственности спадает и выясняется, что дом принадлежал болгарину Федору Дымову. Он хотел много земли, но ему выделили небольшой клочок возле Свято-Никольской церкви, поэтому дом построен вверх по типу купеческого, хотя Дымов в действительности был статским советником и чиновником высокого ранга, что позволило ему иметь соответствующий капитал.

Еще об одном  с виду неказистом доме той эпохи мне хочется рассказать. Говорят, что  несмотря на всю его непривлекательность, в этот дом невозможно не влюбиться, потому что он настоящий. А проживал в нем поручик Степан Волков. Будучи сам из солдатских детей, он только к сорока годам решает жениться, достигнув звания подполковника. И себе в жены  берет девятнадцатилетнюю Ксению Маковееву. А известность  получает благодаря своему сыну Евгению Волкову, который впоследствии основал железнодорожную систему образования российской империи.

Здание городского совета Николаева. Ранее здесь находились « каменные лавки» и торговали лучшими товарами. Затем тут  разместили управление военным портом. Однако в годы войны дом был полностью разрушен, но уже в 1954 г. построено новое здание, в котором ныне размещается городской совет Николаева.

В этом рассказе я попыталась собрать и показать эпоху зарождения города, относящуюся к самым истокам его основания. Может быть, чуть позже  я продолжу повествование о славном городе корабелов, который имеет очень интересную историю и непростую судьбу.

Из цикла " Удивительная Украина" .

Чтобы добавить или удалить фотографии в рассказе, перейдите в альбом этого рассказа
 Дом на Адмиральской
 Здание Адмиралтейства
 Ворота Адмиралтейства
 Староконные казармы
 Конюшни
 Мужская гимназия ( ныне строительный колледж)
 Арестанстский острог
 Церковь Рождества Богородицы
 Церковь всех Святых на Слободке
 Внутреннее убранство церкви Всех Святых
 Некрополь
 Некрополь
 Захоронение капитана брига
 Морская обсерватория
 Свято Никольская церковь
 Лютеранская кирха
 Караимская кенаса
 Дом офицеров флота
 Парк трезвости
 Рогатый институт
 Дом статского советника Дымова
 Дом поручика Волкова
 Николаевский Городской Совет