Музей-заповедник Гатчина

О Приоратском дворце и людях эпохи
Оценка 7110

25 августа 2019Время поездки: 17 августа 2019
В Гатчине находится несколько парков. В прошлом году я была на джазовом фестивале у Большого гатчинского дворца (справа на плане). В этом году решила добраться до Приоратского дворца своим ходом (прежде попадала туда на автобусной экскурсии).

Доехать до Гатчины можно либо на электричке, либо на маршрутке, либо на своем автомобиле. Гатчина растет, строится. Видимо, дальше будут не только пробки на центральной улице, но и проблемы с парковками. Пока даже в выходной место найти можно. Маршрутки в Гатчину отправляются от м. Московская или м. Пр. Ветеранов. Электрички с Балтийского вокзала – на Гатчину Балтийскую и Варшавскую (последние чаще). Цена маршрутки и электрички примерно одинаковая.

В Приоратском дворце мне бесплатно дали аудиогид. Бесплатно же я присоединилась к той экскурсии, на которую приехала, – о Николае Львове.

С аудиогидом успела только обойти зал, посвященный тому периоду в жизни Мальтийского ордена, когда его приором был Павел I.

Мы были в Валетте – столице ордена госпитальеров с XVI века (до этого орден располагался в Иерусалиме, потом на Родосе). Правда, оригинального зала я не помню. Видимо, в него не заходили. От Мальты орден получил свое название, сохраняющееся и сегодня – Мальтийский, хотя сегодня орден «прописан» в Италии. Впрочем, кажется, на Мальте есть принадлежащие ордену здания. Кажется, нам говорили о крепости Сент-Анжело.

В первом зале есть макет госпиталя. Любопытная деталь: на макете видны ниши возле кроватей больных. Оказывается, это индивидуальные туалеты. Вряд ли в XVI веке в других странах такие удобства уже существовали. Кстати, рыцари лечили всех, вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Здесь же выставлены предметы того времени, когда орден обосновался на Мальте: стул и кассоне (от итальянского cassa) – сундук, в которое помещалось приданое невесты. Именно в век появления ордена такие сундуки стали украшать резьбой.

Книга об ордене, которой зачитывался Павел I, тоже есть в витрине.

В следующем зале помещаются портреты политических деятелей времен Павла и его самого. Эту информацию я дважды прослушала. Потому что фамилии очень известные. А вот чем знамениты, мне было не известно.

Там есть изображение друга детства Павла I – "бриллиантового" князя Александра Борисовича Куракина. Прозвище свое он получил из-за любви князя к бриллиантам (они украшали его одежду). Впрочем, однажды благодаря изобильно украшенной ими одежде он меньше других пострадал во время пожара. Он был дипломатом (учился сначала вместе с Павлом у своего дяди Панина, потом за границей, бывал там по поручениям и Павла, и Александра I). При Павле был вице-канцлером. Его отец владел Гатчиной. Был дружен с женой Павла Марией Федоровной. Был противником Ростопчина, чье изображение тоже есть в зале. Мне показалось любопытным написанное в Википедии: считают, что он ввел service a la russe (блюда подают друг за другом, горячими) вместо привычного до этого service a la francaise (все блюда выставляются одновременно).

Там же изображение адмирала времен Павла I, графа Григория Григорьевича Кушелева. Вторым браком женился на Безбородко (богатейшей невесте того времени). А его сын уже стал Кушелевым-Безбородко. Усадьбу Кушелева-Безбородко в Петербурге знают все, кто видел «Итальянцев в России»: это вдоль нее в ряд сидят львы перед оградой из цепей.

В том же зале есть изображение Безбородко – «министра иностранных дел», инициатора переговоров с послом Мальтийского ордена о переносе приората в Россию. Он был как бы министром иностранных дел у Павла. Вел переговоры с послом Мальтийского ордена в России Литтой, чей портрет тоже есть в зале. Еще один «министр ин. дел» Ростопчин – противник и преемник Безбородко на посту. Он считал необходимым сближение с Францией, а Павел был сторонником всего немецкого.

Здесь же есть карта последнего раздела Польши. Рядом карикатура на Павла. А над витриной картина, показывающего участников перекраивания Европы тех времен.

На втором этаже показывают орудия труда, которыми создавался глинобитный Приоратский дворец. Там висит портрет Николая Львова, выставлен макет дворца, есть витрина, рассказывающая о его потомках, об архитектурных памятниках, построенных Львовым и сохранившимся до наших дней.

Николай Александрович Львов, «русский Леонардо», построивший землебитный Приоратский дворец. Впрочем, он был не только архитектором, но и музыкантом, поэтом, переводчиком. Увлекался точными науками, рисовал.

Работы Львова сохранились в Тверской области (там у него было имение, там он был похоронен) и в Петербурге и окрестностях: ворота Петропавловской крепости, церковь «Кулич и Пасха» в селе Александровском (ныне у м. Пролетарская), церковь в Мурине (быстро застраиваемая окраина СПб). Ну и в Тверской области, где было его имение.

МЕСТА РЯДОМ
ВОПРОС-ОТВЕТ
Нет вопросов